МБОУ СОШ №7 г.Донецка
Главная | Методический семинар "Педагогика успеха" | Регистрация | Вход
 
Пятница, 10.07.2020, 09:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Версия для слабовидящих
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                

Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости обучающихся – один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика – это залог положительного отношения к учению. Ситуация успеха становится фактором развития личности. Поэт Д. Кугультинов в своем стихотворение пишет:

Дайте, дайте первую удачу!

Чтобы, гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орел,

Прянул в небо и себя обрел,

Путь свой во Вселенной обозначив!

Дайте, дайте первую удачу!

Я считаю, что этими словами можно охарактеризовать «ситуацию успеха» в педагогической деятельности.

Основы педагогической технологии «ситуации успеха» в отечественной педагогике заложены К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в

учение – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнаёт что-то, усваивает материал, но и переживает за  свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается…только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии.

 Американский психолог и педагог XX века Карл Роджерс утверждает, что личность – это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к саморазвитию. Главное – укрепление веры, доверия ребенка к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений и к собственному «Я», и к окружающим.

Российский психолог  Алена Алексеевна  Андреева пишет о том, что успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; помогает ребенку избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Соломонович Белкин. Он убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры.

Таким образом, основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны с гуманистической педагогикой и психологией, предполагающей использование личностно

– ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком.

В чем особенность идей педагогики успеха?

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе. Таким образом, уже лексическое значение понятия «успех» дает представление о значении педагогическом.

Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.

Данные позиции являются близкими и актуальными для школы № 7, в которой я работаю,  и которая работает в направлении создания условий для успешности, максимального раз-

вития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни.

Главный смысл деятельности педагогов школы, в том числе и мой, состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности его в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости.

У детей должна быть мотивация — желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической  активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач является  формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что  физическая культура и здоровье понятия неразделимые. На мой взгляд, добиться этого можно только посредством использования педагогических технологий, ориентированных  на удовлетворение потребностей каждого ребенка, а именно  технологии «ситуации успеха», которую я применяю последние три года в своей педагогической деятельности.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка.  В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач, убедить ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания.

Закон успешности

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

Счастливого человека может воспитать только счастливый.

Создание ситуации успеха должно строиться с учетом:

·         возраста ребенка;

·         специфики учебного предмета  физическая культура;

·         меры сформированности УУД учащихся.

 

Как создать на уроке ситуацию успеха?

Основной принцип в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».

Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

В своей работе в рамках реализации технологии «ситуации успеха» я использую «эффект Пигмалиона»,  который  формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Проецируя на «Я– концепцию» ребёнка, получаю:

Я отношусь к ребёнку, как к ответственному, дисциплинированному и даю ему это понять.

Тем самым создаю предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.

В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону. Ребёнок будет плохо относиться к себе, а я тем самым заложу основу его будущего комплекса неполноценности.

Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться алгоритма создания ситуации успеха, который основывается на следующем:

Алгоритм создания ситуации успеха

1.На фоне эмоциональной комфортности  снятие страха

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках,  и находят способы решений».

2. Авансирование успешного результата.

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,

« У тебя обязательно получиться»

3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…»,

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость).

«Без твоей помощи  твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение.

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка деталей

«Тебе особенно удалось то объяснение…»,

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

Согласно ФГОС выпускник начальной школы в рамках освоения программ 1-4 классов должен получить возможность научиться прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей (регулятивные УУД), у него должна быть сформирована потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Я считаю, что именно выбранная и используемая мною педагогическая технология ситуации успеха, как никакая другая позволяет достичь этих результатов.

Я считаю, что Уверенность в себе, своих силах + высокая самооценка + позитивная Я-концепция = Самоэффективности, которую я понимаю, как готовность к достижению новых успехов, веру в то, что можно достичь высоких спортивных результатов. Ситуация успеха – это сочетание условий, которые организую я, как учитель, а также результат продуманной стратегии и тактики.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Создание ситуации успеха на уроке:

1. Обязательное условие. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.

2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу

3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая ученику для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она делает акцент на деталях выполненной работы.

Проблема выставления отметки по физической культуре — одна из актуальнейших педагогических проблем. От ее правильного решения зависит не только и не столько авторитет учителя, но и успех всей работы по физическому воспитанию в школе. Четко проведенный контроль и объективная оценка успеваемости в течение учебного года активизируют работу учеников, воспитывают у них желание серьезно заниматься физической культурой, повышают трудолюбие, интерес к физической культуре как к учебному предмету.

В старших классах при оценивании некоторых видов деятельности я использую опыт учителя физической культуры школы № 48 г.Волгограда А.В.Саломатина. Например, при изучении раздела «Легкая атлетика»  беру  за основу не контрольные нормативы в качестве критерия при выставлении отметки учащимся, а на первых занятиях учебного года провожу контрольные прикидки, беру три лучших результата в классе и вывожу средний, оценивая его 10 баллами. Изменяя полученный норматив в сторону уменьшения, соответственно уменьшаю и число баллов, которые ученик получает за достижение каждого из промежуточных нормативов. Минимальным баллом является единица. То же самое я делаю в сторону увеличения среднего (10-балльного) норматива, соответственно увеличивая число баллов до 20. Таким образом, ученик за первый результат в начале года получает, к примеру, 7 баллов, а затем к концу года увеличивает свои показатели до 15 баллов. И так самые слабые и самые сильные ученики имеют стимулы и резервы для прироста реальных результатов. Отметку по разделу «Легкая атлетика» я выставляю не по каждому виду отдельно, а за общее количество баллов, набранных по результатам шести видов — своеобразного шестиборья. При этом пользуюсь следующим критерием оценок: 60 очков и более — оценка «5», 50 — 59 очков «4», 40 — 49 очков — «3». Такая система оценки позволяет снять и проблему отстающих в каком-то отдельном виде многоборья, так как потерянные очки ученик может добрать на других видах шестиборья. Слабых же учеников я поощряю за прирост результатов и активность на занятиях. Кроме того, данная система позволяет легко организовать заочное соревнование по легкоатлетическому шестиборью внутри класса.

 

Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Поэтому на уроках я  точно определять дозировку физической нагрузки, подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих командах, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки.

Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, за правильное выполнение упражнения, за интересный комплекс общеразвивающих упражнений, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.

В зависимости от этого я даю дифференцированно домашние задания, привлекаю школьников  к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в городских Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях выпуск газет о спорте. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, например, ввожу в состав жюри, ставлю помощниками учителя при выполнении заданий, предлагаю выбор: в зависимости от своей физической подготовки обучающийся пробегает 500 м или 1000 м, чередуя бег и ходьбу. Кроме того, для слабых учеников имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть теорией физической культуры.

 

Следовательно, целью моей работы является создание таких условий на уроках физической культуры, при которых происходит формирование ситуации успеха как фактора повышения мотивации учащихся к предмету, максимального развития их потенциала и творческих способностей.

Привлекаю более физически сильных  учеников для помощи при изучении  нового материала, для показа новых упражнений, чтобы они  чувствовали  одобрительную оценку со стороны учителя и  одноклассников. Кроме этого на уроке происходит  пропаганда вида спорта, которым занимается данный ученик,  (легкой  атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.) и  главное - здорового образа жизни. 

На уроках я использую  понятия «Рекорд  класса», «Личный рекорд». Ученик может проявить и установить рекорд  класса в любом виде упражнений, даже сам  может их придумать. Достигается ощущение  успеха, укрепляется положительная мотивация.

На моих уроках ученики получают опыт общения в команде, в групповых видах спорта, учатся  достойно выигрывать и проигрывать, не  высмеивать чужие ошибки, чувствовать себя  защищенным. Я формирую  такие качества,  как целеустремленность, уверенность в себе,  доброжелательность. 

 

Большую роль в создании ситуации успеха играет и внеклассная работа  по физической культуре. Когда в школе проводится много соревнований по различным видам спорта, а в нашей школе они проводятся по настольному теннису, футболу, волейболу, пионерболу, легкой атлетике, спортивной гимнастике, то и уроки физической культуры становятся более значимыми для ребят.  Это уже не просто урок физической культуры, а подготовка к очередному  школьному  соревнованию. Впоследствии некоторые ребята, прочувствовав атмосферу  соревнований и соперничества, ощутив успех в глазах одноклассников,  записываются в спортивные секции и начинают серьезно и увлеченно  заниматься спортом.

 

Если представить нашу школу в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:

·         успех ученика;

·         успех учителя;

·         успех семьи ученика.

Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.

Внедряя наиболее эффективные формы, методы и  средства физического воспитания, я в течение учебного года стремлюсь к повышению  результативности процесса обучения и воспитания, выявлению и развитию  творческих способностей воспитанников, формированию устойчивых  интересов и склонностей обучающихся к физической культуре.   Применение метода ситуации успеха позволило добиться  следующих результатов:

 На уроках физкультуры большинство ребят занимаются с  желанием. Это выявило анкетирование, проведенное в 5-11 классах в  2013-2014 учебном году. 84% обучающихся ответили, что любят  физкультуру.

100%  школьников имеют «5» и «4» по моему предмету.

 Стало меньше конфликтных ситуаций с детьми и их  родителями по поводу несогласия с отметками и методами обучения  физической культуре.  

Все классные коллективы принимают участие в  школьных  соревнованиях, учащиеся  проявляют инициативу и  оказывают помощь в организации соревнований. Помимо городских конкурсов и спартакиад, провожу внутришкольные спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «День здоровья», «Веселые старты», «Богатырская наша силушка» и другие.

 

Я горжусь успехами своих учеников, не всегда они даются нам легко. Но каждый раз, ко­гда я вижу, как на пьедестале почета восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя,  сердце наполняется радостью. И я уверена, что если ребенку удается добиться успеха за время обучения в школе, у него  есть все шансы на успех в жизни. А успехи на уроках физической культуры  способствуют формированию стремления к физическому благополучию,  потребности в бережном отношении к своему здоровью на протяжении всей жизни.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020Создать бесплатный сайт с uCoz